Биография Виктора Цоя
21 июня 1962 года - родился в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры
Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный
ребенок в семье.
1969 год - поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы.
1974-1977 годы - посещает среднюю художественную школу, где возникает
группа "ПАЛАТА № 6" во главе с Максимом Пашковым.
1977 год - окончил восемь классов и поступил в художественное училище
имени В.Серова.
1978 год - исключен из училища "за неуспеваемость". Поступает работать на
завод и учится в вечерней школе.
1979 год - поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
лето 1981 - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создает группу
"ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ".
осень 1981 - группа "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ" вступает в Ленинградский рок-клуб.
весна 1982 - запись альбома "45". Знакомится с Марианной. Первый электричес-
кий концерт группы "КИНО" в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами
"АКВАРИУМА". Заканчивает училище со справкой и поступает работать в рестав-
рационные мастерские в г.Пушкин.
осень 1982 - поступает на работу в садово-парковый трест резчиком по дереву.
Первые акустические концерты в Москве.
февраль 1983 - второй электрический концерт группы "КИНО" в рок-клубе.
Весной группу покидает Алексей Рыбин.
лето 1983 - записывает с Юрием Каспаряном фонограмму "демо" у Алексея Вишни,
впоследствии получившую название "46".
осень 1983 - проходит обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке
и получает "белый билет".
весна 1984 - выступление "КИНО" на втором фестивале рок-клуба и получение
лауреатского звания.
лето-осень 1984 - записывает альбом "Начальник Камчатки" в студии Андрея
Тропилло вместе с музыкантами "АКВАРИУМА". Оформляется второй состав "КИНО":
Цой, Каспарян, Титов, Гурьянов.
февраль 1985 - женитьба на Марианне.
весна 1985 - звание лауреата на третьем фестивале рок-клуба.
5 августа 1985 года - родился сын Саша.
лето-осень 1985 - работа над двумя альбомами - "Ночь" в студии Тропилло и
"Это не любовь" в студии Вишни. Последний альбом выходит в свет.
январь 1986 - выходит в свет альбом "Ночь".
весна 1986 - выступление на четвертом фестивале рок-клуба. Диплом за лучшие
тексты.
лето 1986 - съемки фильма "Конец каникул" в Киеве. Выходит пластинка "Red
Wave". Поступает работать в котельную "Камчатка". Участвует в съемках фильма
режиссера Алексея Учителя "Рок".
осень-зима 1986 - участие в съемках "Ассы".
весна 1987 - последнее выступление на фестивале рок-клуба. Приз "за творчес-
кое совершеннолетие". Записывается альбом "Группа крови".
осень 1987 - начало съемок фильма "Игла".
1988 год - выходит "Группа крови" и фильм Рашида Нугманова "Игла". Записыва-
ется альбом "Звезда по имени Солнце". Начало "звездных" гастролей. В ноябре
- участие "КИНО" в мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках.
1989 год - летняя поездка в США, участие в фестивале "Золотой Дюк" в Одессе.
По опросам кинокритиков журнала "Советский Экран" признан лучшим кино-
актером года. Обширные турне по стране. Выходит альбом "Звезда по имени
Солнце". В ноябре - последние концерты "КИНО" в Ленинграде. Во Франции
выходит пластинка "Последний герой".
весна 1990 - поездка в Японию.
июнь 1990 - последний концерт "КИНО" в Москве в Лужниках. Летние гастроли
по стране. Запись последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и
называется "Черный альбом".
15 августа 1990 года - погиб рано утром в автомобильной катастрофе под Ригой.
(Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище).
История группы КИНО.
В популярности ленинградской группы «Кино» есть что- то необъяснимое - и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности, пришли к «К.» тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже только в воображении поклонников. Год «Кино» начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили время и завершили работу над находившимся уже полгода в «полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва «киномании».
А началось все осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6» возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а название обратилось в «Кино», - в ту пору за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на целый год. Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего неожиданно распались. И все же в мае 1984 г. «К.» появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену 11 ленинградского рок- фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения.Звание лауреатов Рок-клуба «К.» подтверждали еще дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас- гитарист «Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав «К.» - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов - остается неизменным. Песни «Кино» привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «К.» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «К.» стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где «К.» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы» «К.» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова «Игла». В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции.
15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «К.», доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти.
Дискография:
1982 Первые Записи. Гарин и Гиперболоиды
1982 Неизвестные песни
1983 46
1984 Сорок пять
1985 Концерт в рок-клубе
1985 Это не любовь
1986 Ночь
1986 Спасем мир
1986 4-й Рок фестеваль
1987 Начальник камчатки
1987 Концерт в Дубне
1987 Акустический концерт
1988 1988-1990 Live (CD 1)
1988 Кино В Кино
1988 Группа крови
1989 Звезда По Имени Солнце
1989 Последний герой
1990 Кино (Чёрный альбом)
1990 Последние Записи
1990 1988-1990 Live (CD 2)
1999 Песни под гитару
2000 КИНОпробы - 2. Tribute Виктор Цой
2000 КИНОпробы - 1. Tribute Виктор Цой
Интервью газете "Аргументы и факты", #39, 1987.
-Виктор, с какого времени существует группа?
-Все, собственно, началось в 1982 году, когда появился первый так называемый альбом песен. Ну, тогда группы как таковой не было, я практически выступал как автор-испольнитель, помогали друзья-музыканты из "Аквариума" и других групп.
-А на каких правах сегодня выступает группа?
-На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок-клубу, там прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на выступления.
-Не тормозит ли такое положение творчество?
-Нет, наоборот, мы сейчас практически можем играть столько, сколько хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра не может быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работаем. Я, например, в котельной кочегаром.
-А где репетирует группа "Кино"?
-Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы, нет своей аппараруры, только инструменты - и все. Безусловно, это может быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отражается на качестве. Если бы у нас были помещения, аппаратура, оператор, тогда можно работать уже со звуком. А так пока слушателю приходится самому додумывать, как это должно бы, в принципе, звучать.
-Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка, а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы "Поп-механика" Сергей Курехин. А какова ваша точка зрения?
-Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что тексты доминируют над музыкой. И это, в пронципе, единственнщй путь для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей техники мы не можем конкурировать с западными музыкантами, которые имеют возможность записываться в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную. Самодеятельные музыканты просто не в состоянии приобрести всю эту технику, инструменты, ведь это очень дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже с отечественными профессиональными группами. А если бы у нас еще тексты были слабые, то нас бы просто никто не слушал.
-Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
-Вероятно, это произходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически всё: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.
-А не получается так, что исполнитель считает себя честным, а на деле...
-Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею,- просто не верят.
-Почему рок-музыка до сих пор встречает сопротивление?
-Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и "пусть это не лучше, что есть, но зато всё будет спокойно". И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под средний общий уровень, включается в давно отработанную систему.
-Когда говорят об увлечении нашей молодежи рок-музыкой, почти всегда на поминают о том, что она пришла к нам с Запада...
-С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и еще - это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.
-В ваших песнях чувствуется какая-то неустроенность человека. А если для вас создать условия во всех отношениях идеальные, что будет тогда? О чем будете петь?
-Трудно сказать. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что при помощи материальных благ можно как-то усыпить деиствительно талантливого человека. Конечно, ему будет уже труднее, как труднее понять друг друга, допустим, неустроенному и тому, кто уже достаточное время живет в полном комфорте. И последний вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
-Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело,- я не могу писать песню.
-Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", хотя не испытали ужасов войны?
-Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути, серьезно никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.
-Может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?
-В принципе,рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях.