Маленькое, ничем не примечательное, одноэтажное здание, прячущееся среди пятиэтажек недалеко от метро Аэропорт. Черная железная дверь, которая всегда открыта. Ничто не говорит о том, что это - репетиционная база группы "Крематорий". Но это только снаружи. Внутри - это уютная комната, где по стенам развешаны картины, на крючках висят парики и шляпы. Армен Григорян оказался очень радушным хозяином: усадил за стол, напоил кофе и только после этого согласился беседовать. - Расскажите, как образовалась группа? "Крематорием" она называлась сразу же? - Начинали мы еще в школе. Появилось желание играть, но не было ни помещения, ни инструментов, ничего. И как-то наш директор, очень хороший был человек, пошел на очень рискованный по тем временам шаг: купил за счет школьных денег аппаратуру. И всех хулиганов, которые просто болтались вокруг школы объединил в разные музыкальные ансамбли. Так мы начали репетировать. - А сколько лет вам тогда было? - Где-то седьмой класс, 13-14 лет. - И вы сразу стали играть Рок-н-Ролл? - Мы пытались играть Рок-н-Ролл, скажем так. В это время я уже начал писать свои песни, но было как-то не принято в то время выдавать их за свои. К нам в школу приезжали разные Рок-н-Рольные группы. И самое главное было в те школьные вечера - это попросить поучаствовать. И тогда можно было выйти и несколько песен сыграть. Потом, конечно, все стало более официально: в нашу группу ввели девушку, которая была дочерью секретаря нашей школы. Она пела. И мы выступили на районном конкурсе. Заняли первое место и нас выдвинули на городской конкурс, где мы с треском и провалились. Девушка забыла слова, мы забыли гармонию ее песни, и с позором даже не вошли никуда. А потом пошла культура выпускных вечеров. В восьмом классе мы играли, выдавая себя уже за студентов МАИ в соседних школах на Речном вокзале. Первый большой концерт, который мы дали, это как раз выпускной вечер, и мы учились в девятом классе, и концерт длился шесть часов. Сейчас я уже просто не представляю, как мы могли отыграть столько времени! Аппаратура наполовину состояла из старых ламповых усилителей. Барабанная установка - пять пионерских барабанов, расставленных на стульчиках, а вместо бочки найденный в подвале большой похоронный барабан. Половину песен мы играли западных групп, половину своих, выдавая их за неизвестные вещи мало кому знакомых групп. Например, "The Mob". Что это за группа, никто не знал, но название где-то слышали. Афишировать авторство тогда, как я уже говорил, было не принято. Вот собственно с этого все началось. - Вы тогда уже назывались "Крематорием"? - Нет, тогда у нас была масса названий! "Амнибус", "Черные пятна", "Ловеласы"… Потом довольно долго жило название "Атмосферное давление". Это было уже в институте. Люди были не то что профессиональными, но уже умели играть как-то. - Это были те же самые ребята, или вы набирали уже новых людей? - После школы у нас остался мой одноклассник Сашка Севастьянов, который играл на барабанах, я, и мы взяли еще Евгения Хомякова. Он окончил английскую спецшколу, знал английский и неплохо играл на гитаре. Ну как неплохо… он мог ее настроить, чего мы тогда еще не могли. И в таком составе мы и играли, потом записали один альбом. К сожалению, пленка была потеряна и та запись не сохранилась, Хотя через несколько лет мы его восстановили. И в какой-то период это все прекратилось, потому что такое вот музицирование запретили. Кроме "Машины Времени" и каких-то групп, которые вступили в филармонию, никто и не играл. Был год, когда мы не дали ни одного концерта. Я тогда помню на Новый год всем членам группы подарил грамоты "За ничего не делание!". Это было начало 80-х. - Но тогда же музыканты ушли в подполье, и это стало началом андеграунда… - Мы тогда еще не знали о существовании подпольных групп, к нам это пришло позже. Появились первые записи Юлия Морозова из Питера, Майка… стало ясно, что можно в домашних условиях сделать запись и заявить о себе! И первый альбом "Винные мемуары" был записан как раз в 83-м году. Записан случайно, из случайно набранных людей. Мои атмосферщики отказались в этом участвовать, сказав, что это больше авторская музыка под гитару и что с высот Джимми Хендрикса не будут опускаться до такой ерунды. И эти первые альбомы уже вышли как "Крематорий". "Крематорий", как название мы тоже не рассчитывали, что долго просуществует. Это было название в пику официальным "Песнярам", "Веселым ребятам"… и такое название появилось, и никто не ожидал, что это продлиться так долго. И позже, когда мы отдали эту первую запись одному из лучших коллекционеров музыки, которая только зарождалась, Александру Агееву, он стал дописывать наши песенки к записям групп из Питера. И вроде нас стали считать Питерской группой и стали поступать предложения о концертах. Концерт мы дали в 84 году, в квартире у нашего уже тогдашнего директора Димы Бродкина. Концерт был абсолютно бесплатным, единственное условие было для зрителей, приходящих с портвейном, в обязательном порядке оставить пустые бутылки хозяину. Гонорар был огромен, после того, как он их сдал! Потом появились другие квартиры. И мы года три играли, давая вот такие андеграундные концерты. - А расскажите, сейчас какая ситуация с квартирниками? Время андеграунда прошло, вы вышли на большую сцену. Квартирники, как таковые с одной стороны потеряли свой смысл - теперь можно придти в ДК и услышать любимую группу, а с другой стороны, я знаю, что они собираются. Вот кто туда сейчас попадает? Как это происходит? Раньше информация о предстоящем квартирнике передавалась тихо на ухо, и человек уже знал, куда ему идти, и в какую дверь звонить. И никто у приходящего не спрашивал имени, просто пускали в квартиру, где он сдавал принесенный портвейн и располагался на полу. - У нас квартирных концертов нет, и уже давно. Мы просто дали несколько концертов в Москве в квартирах, которые уже считаются культовыми. И то это был показушный концерт, когда "Наше радио" устраивало акцию "Квартирники", устраивало съемку. Это была промоакция. Последний концерт в такой атмосфере мы давали год назад в Амстердаме. Большой концерт там давать не имеет смысла, потому что туда никто не придет, а маленький концертик для своих оказался хорошим решением. И мне это очень напомнило тот дух, ведь квартирники - это совершенно другое восприятие музыки, зрителей, музыкантов. Когда смотришь в глаза и пропадает та рамка, которая отделяем музыкантов от зрителей на большом концерте. И мы решили этот дух восстановить. Вдвоем со Славой Бухаровым мы даем маленькие концерты в клубах, которые своим помещением располагают именно к такой атмосфере. На данный момент это почему-то стало очень актуальным. Потребность в теплоте, которая возникает от такого общения опять вылезла наружу, и нам это нравится. - Расскажите, а курьезные какие-нибудь моменты случались на концертах? - Ну тогда, конечно, музыка и концерты были частью и образом жизни. К примеру, когда один из наших музыкантов успел до концерта попасть в милицию, посидеть в вытрезвителе, выйти из него, прийти на концерт и на концерте уснуть. А он еще был по совместительству нашим билетером, который должен был собрать деньги. И когда он проспал весь концерт, концерт закончился, люди разошлись, мы его разбудили, он проснулся и как заорет: "А деньги??? Деньги вы собрали?!!". Были очень забавные случаи со зрителями, когда концерт заканчивается, а люди напивались до такого состояния, что просто не могли уйти. И люди расходятся, а тела остаются лежать… Они потом, конечно присоединялись к послеконцертным посиделкам, и так у нас, в общем-то, очень много друзей появилось. Сейчас мы знакомимся очень редко с нашими слушателями. После концерта нам надо уезжать куда-то… то есть постоянно присутствует этот коридор между нами и зрителями. Тогда этого не было, концерт плавно перетекал в посиделки. И иногда из этих посиделок получались песни. - Ходят слухи, что все персонажи из Ваших песен реальны. Это так? И Эльза, и Таня и Кондратий, и Анна… Но песни-то не очень лицеприятные…. Как персонажи отнеслись к этому? Расскажите чью-нибудь историю. - Я не думаю, что я кого-то как-то задел! Ирония присутствует во всех песнях "Крематория"! Если взять песню Хабибулин, то Андрей, которого я знаю до сих пор, мой одноклассник, как-то сказал: "ты знаешь, мне все нравится, кроме одной строчки: на гениталиях выскочил прыщ. Жена мне сказала, а ты сифилисом случайно не болел? Григорян мне сказал…в песне строчка такая была". А действительно был момент. Андрей очень щепетильный и брезгливый человек, и еще и большой бабник. И как-то была у него проблема, и он этой проблемой с нами делился: показывал свой член, и мы буквально смотрели под лупой этот прыщик, читали медицинские энциклопедии, похож на твердый шанкр или не похож? Конечно, там ничего не было, но строчку в песню я вписал! И та же самая Безобразная Эльза. Был такой кабачок в Москве. Известный под названием Яма. И Эльза занималась там тем, что время от времени, когда посетителям хотелось сделать такую прослойку между пивом из водки, они могли сделать ей заказ и Эльза выбегала в соседний магазин и приносила, а ей за это наливали стакан. И как-то раз мы сидели в Яме вместе в вором в законе по имени Кардинал, и тоже решили воспользоваться ее услугами. Авторитет угощал, поэтому вручил Эльзе деньги и она ушла. И нет ее, и нет… Авторитет уже кричит: вы меня кинуть хотите! Это ваш человек! Успокоили его, что, мол, девочка честная… и действительно, возвращается и ставит перед нами на стол большую банку чистого спирта. Магазин оказался закрыт… до сих пор не представляю, где она его взяла. Этого вора в законе, конечно, потом выносили. Сам он идти не мог. Подъехала черная волга, его загрузили в машину и он уехал. Так родилась эта песня. Это был замечательный период! О нем очень сложно рассказывать, человек должен его прожить, у него должна возникнуть эта картинка. Это было другое государство, другие интересы. Время кухонных посиделок. И я очень рад, что мы через это время прошли. - В день десятилетия "Крематория" вы сожгли свою шляпу. Это был очень символичный жест. Что сподвигло на этот шаг? - Не хватало какого символа, чтобы сбросить груз прошлого. Повлияла еще и эта идиотская история, которая случилась с этой шляпой. Шляпа была подарена. И как-то на одном из концертов присутствовал экстрасенс, к которому мы отнеслись с большой долей иронии. И он настойчиво предлагал зарядить шляпу. И после второй бутылки мы уже сказали: хрен с тобой, заряжай! Экстрасенс начал колдовать, мы под плоские шуточки это наблюдали, и потом он говорит: "все, будет действовать семь лет, потом надо от нее избавиться. Если не избавитесь…" В общем, сулил все кары! Предрек, что носитель этой шляпы будет иметь двух детей, мальчика и девочку. Но, если он от этой шляпы не избавится, то в 35 лет ему грозит смерть. Мы, конечно, посмеялись, но потом, когда прошло время… родился сын, потом дочка. Я шляпу сжег. И самый тяжелый период в жизни - это 35 лет, когда я ждал смерти. В 36, на день рождения, я устроил смертельную пьянку, празднуя окончание срока действия этого проклятия. А затем родилась еще одна дочка, предсказание не сбылось, жизнь пошла по-другому. Но с тех пор "Крематорий" никогда не имеет дела ни с какими предсказателями. Ни с цыганами, ни с экстрасенсами, ни с кем. Будущее лучше не знать. А потом мы стали палить шляпы каждую пятилетку, символизируя то, что мысль музыкальная меняется, и я никогда не смогу мыслить так, как мыслил 20 лет назад. Мне тогда предлагали сжечь муляж, но я от этого отказался. - Скажите, вы устраиваете встречи со своими поклонниками? - Нет, встреч, как таковых мы не устраиваем. Но всегда можно прийти к нам на сайт и пообщаться. - Кстати, о сайте… Когда он создавался? Чьими силами? Кто занимается обновлениями? - Это было в 98 году. Интернет еще не пришел в массы. Было как раз наше 15-ти летие. Развалился один из наших фанклубов и стало понятно, что надо как-то народ объединять, чтобы это был какой-то единый центр. А так как у нас к тому времени в Кишиневе существовал очень интересный фан-клуб, который как раз и придумал эту игру с Книгой живых и мертвых, с захоронениями, со всем, что сейчас перенесено на наш сайт. И на гастролях эту книгу нам подарили. Тут появился человек, который долго объяснял нам, что такое интернет, мы ничего не понимали. Зачем это нам нужно? Но он сказал одну фразу, которая изменила точку зрения. "Если вы сейчас не попадете в этот поезд, то потом будет уже поздно. За этим будущее". Этот человек был очень увлеченный, и он нам сделал первую форму сайта. Его звали Максим Кошляк. Потом появился Слава Бутыркин, который уже представлял из себя абсолютно профессионального компьютерщика. Вместе с Димой Пыжовым, моим другом, который сейчас живет в Америке и делает сайты очень известным американским группам, они сделали очень интересную заставку. И сейчас идет следующий шаг, который будет уже учитывать новые возможности в дизайне и технологиях. И мы объединим наш сайт и сайт фан-клуба. Потому что сама идея создания таких сайтов - уникальна. Это когда вы можете объединить весь мир в одном месте. Получить "мировое" мнение, мнение разных людей, живущих в разных уголках мира, разных по социальному статусу и по возрасту. Обновлениями занимаются Юра Верес и Дарья Шаталова, которая еще и наш пресс-атташе. - На сайте лично общаетесь? - На сайте - нет, но отвечаю на письма. - В дискографии заявлена Мультимедиа и МР3. Почему вы решились на этот шаг? - МР3 - это область пиратства. Если бы не выпустили сами, то кто-то бы это выпустил без нашего ведома. Лучше уж мы сами это сделаем. А так эти мультимедийные диски свободно продаются. - Что пожелаете нашим читателям? - Приходите к нам на концерты! Информация добавленная пользователем Интервью Армена Григоряна, группа "Крематорий" Евгений Гаврилов: - Армен Сергеевич, какой из дней рождения вам запомнился более всего в творческом плане? Армен Григорян: - Наверное, когда в 1990 году мы работали над альбомом "Зомби". Был очень серьёзный банкет по поводу как раз дня рождени... Интервью Армена Григоряна, группа "Крематорий" (РОЛ) (2001) У них море поклонников. У маленькой девочки взгляд волчицы. На их концертах - сплошные аншлаги. На "мусорном ветру" простыло поколение X. "Крематорий", Армен Сергеевич Григорян. Полчаса общения. РОЛ - Я знаю, что ты пишешь...
Отредактировано PiLoT (2007-09-05 18:24:59)