HEAVY METAL - это стиль, а не эпоха в музыке; это стиль который пережил годы попрания и забвения, с высоко поднятым знаменем бунтарства, независимости, оптимизма и молодости... Истинное значение слов heavy metal - название металлического течения, наиболее близкого к року как по тематике, так и по звучанию. Хэви-металлическую группу узнать довольно легко по целому ряду заметных и не очень особенностей.
Вокал. Неизбежно чистый, мужской, профессионально настроенный тенор или (гораздо реже) баритон; практически никакого рыка, сильные и долгие вокальные ходы. Гитара - вечный соперник солиста в хэви-группе. Редко где ещё у гитариста столько свободы, но есть и жесточайшие минимальные требования: высокая скорость и много фантазии. Козыри гитариста - богатейший музыкальный орнамент и быстрое, весьма нетривиальное соло. Хэви не терпит занудства и однообразия гитары, песни очень часто прерываются, и минута-другая отдается на растерзание гитаристу, который плетёт свои причудливые узоры. Профессионализм. Пожалуй, нет ни одной хэви-группы, костяк которой не составляли бы настоящие мастера своего дела. Именно нехваткой настоящих профессионалов и объясняется малочисленность течения. Еще не упомянутые здесь басист и барабанщик, также входящие в стандартный состав heavy-группы, как правило, не меньшие профи. Тексты. Почти всегда довольно пестрый набор. Любовь, романтика, "нет войне" и вдруг - что-нибудь упадочно-депрессивное, воинственное, сердитое. Впрочем, бывает лирика и позлее. Наиболее яркие и уважаемые heavy-группы: Iron Maiden, Black Sabbath, Manowar, Judas Priest.
BLACK METAL - название позаимствовано со второго альбома Venom. Этим всё сказано. Venom можно считать первой не столько даже блэковой, сколько самой первой металлической группой вообще. Black в современном виде появился впервые у группы Bathory, а окончательное становление получил на альбоме Bathory 1987-ого года. Сей коллектив был одной из немногих популярных скандинавских металлических групп в конце 80-х, поэтому неудивительно, что скандинавы очень сильно подсели на такую музыку, и большую часть времени создают группы, играющие в аналогичном стиле: Dark Throne, Burzum, Mayhem. Самая, пожалуй, оригинальная и интересная из норвежских блэковых команд - Impaled Nazarene. Музыкально блэк - это грязная, хаотичная, быстрая и как правило немелодичная музыка с обязательным преобладанием сатанизма в тексте и имидже.
В музыке black есть две наиболее примечательных особенности - характерная высокая настройка гитарных "примочек" с сильной компрессацией и дисторшн, а также "блэковский" рычаще-визжащий вокал. Не стоит ждать от чёрного металла баллад в стиле Scorpions. Основное в black metal не музыка, а идеология. Ею пронизаны тексты большинства песен. Самый агрессивный - сатанинский. Вспомните всё, что вы знали о традиционном христианстве, а потом поставьте перед этим большой знак отрицания, представьте нечто полностью противоположное. Основная мысль, проходящая через всю их веру: христианство внедряется в умы людей насильно, подавляет свободу духа, и это преступление против права выбора веры. Следовательно, оно - враг, а сатанизм есть альтернатива при выборе. И борьба с врагом реально ведётся: подожжённые церкви, убитые священники и надписи сатанинского толка кое-где уже не миф.
Язычество - другая альтернатива мракобесию и лицемерию, насаждаемым христианством. Корни. Некоторые склонны выделять этот поток, как сравнительно лёгкий, в отдельное течение - folk metal. Лёгкость лёгкостью, а близость идей очевидна: корни твоего народа, его обычаи, верования, древняя мудрость были насильственно заменены на новую, чуждую веру, которая не пощадила того, что её не устраивало. Black - душа андеграунда, которую он показывает лишь избранным, ибо немногие способны взглянуть в неё без содрогания.
DEATH METAL - по содержанию направление негативное. Песни его - о боли, упадке и хаосе. И главное - о смерти, войне и убийстве. Death жесток и вопиет о насилии, а посему музыка его жестка, агрессивна, ритмична. Инструментальный набор death-групп един почти для всех: гитары (ритм, соло, всяческие "примочки"), бас, ударные, нередко, но необязательно - клавишные. Изредка встречаются другие инструменты, но гораздо реже, чем в других направлениях. Голос death metal - знаменитый рычащий брутал-вокал - ещё один символ металла.
Death не терпит послаблений. Из его потока очень легко выпасть, как это легко прослеживается по историям десятков и сотен групп. Многие начинали с death, но удержались в нём далеко не все. Смени группа вокал на чистый, начни экспериментировать с акустическими гитарами или флейтами, переборщи с клавишными - и уже не death она играет, может быть, уже вообще ни к какому направлению отнести её не представляется возможным. Но сохранять инструментальный набор и общее звучание ещё недостаточно, чтобы и далее относиться к death.
Ритм тоже весьма важен. Больше скорости - уже speed metal, меньше скорости - doom metal, какие-нибудь переборы или сольные запилы - и ты уже сам не знаешь куда упетлял твой стиль.
Среди наиболее популярных и интересных представителей жанра: Obituary, Cannibal Corpse, Morbid Angel, Entombed, Deicide, Pungent Stench. Лидерами второй волны мелодичного шведского death-metal являются Dark Tranquillity и In Flames.
SPEED METAL - уже следует из названия, что это скоростной металл, правильнее сказать - heavy-metal на повышенных скоростях. В классическом виде (Anthrax-83, ранний Helloween) он ничем не отличался от традиционного heavy-metal, за исключением темпа. Вокал здесь обычно "кpичащий" (screamin') или немного pычащий (growling). Упоp в мyзыке делается на гитаpные паpтии. Hаиболее попyляpный в наpоде пpедставитель этого жанpа - дебют гpyппы Metallica ("Kill'em all", 1983). Также pекомендyются к пpослyшиванию дебютные EP и альбом Helloween ("Helloween miniLP", 1985, "Walls Of Jericho", 1985), два пеpвых альбома "Blind Guardian" ("Battalions of Fear", 1988 и "Follow The Blind", 1989). Вообще в своё вpемя в Геpмании было достаточно большое количество банд, pаботающих в этом стиле, но попyляpности они не пpиобpели (Angel Dust, Pyracanda, etc.) Из ветеpанов ещё достаточную ивестность получили канадцы Exciter. Первый альбом в этом стиле: Anvil "Hard & Heavy" (1981).
POWER (NEO-PROG) METAL - нечто среднее между heavy metal и speed metal. Изначально название "power" придумано для германских групп, играющих более по-ориентированную форму speed metal. Cегодня же наиболее яркие представители: Stratovarius, Sonata Arctica, Blind Guardian, Gamma Ray. В принципе, даже King Diamond и Mercyful Fate можно отнести к данному жанру. Это облегчённый ваpиант speed metal, "пpичёсанный", yдобpенный мелодиями, кpасивыми гитаpными и клавишными соло классического/неоклассического характера и обычно high-pitched (с высоким и чистым голосом) вокалистом. Другой важный аспект - виpтyозная pабота гитаpистов (часто в гpyппе два лидеp-гитаpиста). Порой команды в пpоцессе своей эволюции отходили от канонического speed metal и начинали игpать power. Родоначальники - Helloween "Keeper of the Seven Keys P.1", "Keeper of the Seven Keys P.2", Scanner и т.д. Пpивилегию в этом стиле имеют немецкие и финские команды. Hy и конечно же нyжно yпомянyть отца-вдохновителя всего немецкого speed/power metal - Кая Хансена (ex-Helloween [guitar,vocals], Gamma Ray [guitar,vocals]).
THRASH METAL - изначально под ним подразумевали более развитую форму speed metal, что однако в корне неверно. Дело в том, что основоположники трэш-металлического стиля вобрали в свою музыку корни не только хэви- и спид- металла, но и блэка (как в случае со Slayer), модернистического хардкора (S.O.D. и, естественно, Anthrax) и просто панк-рока (Metallica, Slayer, Anthrax), о чём сами они любят разглагольствовать на каждом углу. Музыкально трэш очень сильно отличается от спида - в музыке фигурируют гораздо более сложные (обычно сильно изменчивые) ритмы, зачастую усложнена традиционная для хэви и спида песенная структура композиций (далеко не обязательна схема куплет/припев/куплет), уделяется гораздо больше внимания сложной структуре ритм-секции, нежели это делается в более древних формах металла, более ориентированных на вокальную линию. Одна из известнейших групп в этом жанре - Kreator. Первой трэшевой пластинкой принято считать Slayer "Reign In Blood" (1986), однако ключевыми моментами в становлении жанра являются диски "Ride The Lighting" Metallica (1984) и "Speak English Or Die" S.O.D. (1985). Существенным моментом является также то, что трэш-группы оказались первыми металлическими командами, позволившими себе отклониться от стандартных металлических атрибутов как в имидже, так и в текстах.
GOTHIC (METAL) - обычно говорят "готический", но на самом деле основатели gothic называли эту музыку ГОТСКОЙ - от слова Готы (варвары), и лишь затем началась ужасная путаница между готами и готиками, в которой может разобраться только отпетый фэн этого жанра. Первыми и классическими готами были пост-панковые банды Bauhaus, Field Of The Nephilim, Sister Of Mercy, Christian Death. В начале 90-х к такой гнусно-атмосферисто-вампирической музыке стали прикалываться металлисты (преимущественно ДУМстеры). Отсюда и синтез классического gothic с элементами металлического звучания. Из таких групп в настоящее время наибольшей популярностью пользуются команды типа Lacrimosa.
То что описано выше (то что слушают настоящие матерые готы) - это, объективно говоря, gothic rock, но есть группы, которые можно назвать готиком, имеющие несколько другое происхождение - индустриальное (Courent, Das Ich, Endraum), эмбиентное (Aurora, Stoa, Anchorage), и думовое (The 3rd And The Mortal, Lacrimosa). Также существуют группы которые очень близко стоят к данному "стилю": Dead Can Dance (`84 почти классический готик-рок) или Cocteau Twins. Поэтому трудно назвать Gothic стилем (хотя конкретно gothic rock - вполне определенный стиль), скорее это обобщенное название для групп, имеющих более или менее сходное звучание (под сходным звучанием имеется в виду атмосферность-готичность), но играющих в разных стилях.
DOOM METAL - заДУМчивый, умирающий, мрачный, с лиричными текстами философской, романтической либо христианской направленности. Фундаментом для стиля явились Black Sabbath, Candlemass, Saint Vitus и Trouble. Первый образец настоящего современного дума представлен на нескольких песнях с диска Celtic Frost "Into The Pandemonium" (1987). Первой ДУМориентированной группой и закладывателями моды на этот жанр явились Paradise Lost. Следует также отметить такие имена как Anathema, Amorphis,Tiamat, Katatonia. В последнее время дум стал часто переплетаться с готикой.
Doom - группы одними из первых начали использовать интресный приём - дуэт рычащего мужского и чистого, почти оперного, женского голосов (группы Theatre of Tragedy, Sacriversum (хотя, в общем-то это не особо doom) и др.). Набор используемых инструментов помимо всевозможных электрогитар и ударных часто включает виолончель, скрипку, клавишные.
По содержанию песен doom можно разделить на два течения: религиозное, как правило, но совсем необязательно лояльное к христианству (Apotheosis, Candlemass) и более позднее, романтическое, в котором в основном речь идёт о любви, почти всегда с довольно мрачным оттенком.
Есть и вовсе неклассифицируемые по содержанию команды, которые, тем не менее играют музыку doom.
GRINDCORE - попросту говоря, это экстремальный hardcore или обезумевший панк, вобравший в себя чуть-чуть металлических элементов. Крёстными отцами жанра можно считать Napalm Death, благодаря диску "Scum" (1987). Помимо них, внушительный вклад в появление жанра внесли Carcass, Repulsion и Extreme Noise Terror. Прототипами грайндкора все музыканты единодушно называют панк-группу Discharge, особо отмечая их альбом "Hear Nothing, See Nothing, Say Nothing" (1982). Грайндкор - это сверхскоростная и сверхтяжёлая музыка, от дэт-металла отличающаяся гораздо большей скоростью, барабанными бласт-битами. От панка позаимствованы гитарные риффы, отсутствие (в большинстве случаев) гитарных соло, краткость песен и тематика песен (как правило, но не всегда, грайндкоровые группы "поют" песни на социально- политическую тематику). (с)
дополняйте..