Одна из самых талантливых российских групп как в пауэре, так и в думе, появилась на свет в 1996-м году. Москвичам всегда везёт в шоу-бизнесе, что и требовалось доказать. Безграничный вокал, одарённый состав, вязка музыкальных идей, глубокая лирика, мощный вокал, беспроигрышные партии инструментов – вот как раз те эпитеты, которыми можно как нельзя лучше охарактеризировать Catharsis. Вдохнуть воздуха жизни коллективу помогли его основатели, профессиональный гитарист Игорь Поляков (более известный как Jeff) и первый вокалист Сергей Бендриков. Эти двое ребят решили пойти по линии мрачного и депрессивного дума, который на тот момент в Европе продвигался силами финнов Amorphis и немцев Crematory. Как и следовало ожидать, музыка поначалу была крайне жёсткая, медленная, драматичная, вокальных партий было сравнительно мало, основной акцент делался на великолепные инструментальные пассажи. Чем-то это напоминает и Draconian. Присутствовал и женский бэк-вокал, что очень характерно для современного дума. Его до 98-го года представляла Татьяна Кораблина. Помимо очаровательной клавишницы Юлии Red, в группе неизменным остался до сегодня ещё лишь Jeff. Так же вы можете встретить его на страницах ведущего издания о тяжёлой музыке Dark City (Россия). Со временем саунд группы смягчился, дойдя до мелодичного дума. Вокала стало совсем мало. К тому же, уже на второй год существования вокалист и бэк-вокалистка покинули коллектив.
В итоге, с изначальным вокалом было записано только две работы: демка Child Of The Flowers, которая стала вполне успешной как на демо-запись, и первый полноформатный альбом ребят Proles Florum. Языки исполнения периодически менялись, но, будучи думстерами, Catharsis не пели на родном языке и походили по праву на зарубежную команду. Всё у них было сделано на высоком западном уровне. Дебютник вышел на роковом для российской метал-сцены лэйбле Хобгоблин records в 1998-м году и весь тираж на данный момент уже распродан (официальный релиз). Одним из основных коньков группы является её плодовитая и активная концертная деятельность, благодаря которой группу стали быстро узнавать. В результате она стала ведущей в своём направлении. Впрочем, в думе в России не такая большая конкуренция, как, скажем, в Англии, но ребята всё равно молодцы. Пару вещей вошли в соответствующие сборники Russian Metal Ballads. Vol III и Iron March. Vol V, что позже послужило и поводом для первого клипа из Ritual III. Сами того не замечая, участники группы стали постепенно отдаляться от своего коренного стиля. Да, дум – это хорошо, но не совсем для русской группы. В России более востребован хэви, как показали группы вроде «Арии» и «Маврина». Вот и «Катарзы» постепенно переехали на своеобразный neoclassic progressive heavy с оттенками прошлого.
И группа не ошиблась. Её Febris Erotica продвинулся на шаг вперёд, получив ещё более громкие позитивные отзывы и похвалы. О Catharsis заговорили как о самой обнадёживающей перспективе российской метал-сцены. Чем дальше в лес, тем больше дров, как известно. Далее небезизвестный просветительный журнал RockCity объявляет группу открытием 1999-го года, согласовав выбор с читателями, которых у этого издания ох как немало, а диск всего через три месяца был назван одним из лучших метал-релизов России. Это всё, разумеется, хорошо, но приятнее читать эпитет «самый лучший» перед названием любимой группы, не так ли? Погодите, дорогие ценители качественной музыки, всё ещё впереди! Весь тираж этого диска постигла участь предыдущего. А желающих купить его не уменьшается. Скорее, наоборот. Так что подумывают о дополнительном тираже альбома. С такими тэмпами все альбомы Catharsis придётся переиздавать, и ещё не раз. Неоклассическое влияние усилилось на электическом альбоме Dea. Этот альбом породил и новое лицо группы, без которого сегодня не возможно представить группу. Её неотъемлимую часть.
Речь, конечно же, о харизматичном и изысканном вокалисте Олеге Жилякове, присоеденившимся к группе в 2000-м году. С тех пор он неразлучен с ней, а его голос не может оставить равнодушным (и внешность тожеJ). Перед релизом в 2001-м команда переехала на Irond records, чем осталась довольна. Ещё бы! Во-первых, в России этот лэйбл сопоставляется с самим Великим и Ужасным немецким Nuclear Blast, а альбом стал бестселлером сезона. Получив отменные отзывы в престижной прессе (Dark City, Burrn, Heavy Oder Was, Metal Hammer, Metal Heart, Metallian, Rock Hard, Terrorizer, Totentanz…), ребята выпустили своё творение и зарубежом, в чём им помог лэйбл Hammer Muzik. Летом 2001 года состоялось триумфальное московское выступление с финской пауэр-группой Nightwish, которые выступили хэдлайнерами. Имеется по этому случаю и совместное фото Олега Жилякова с Тарьей Турунен (раздел «Фото»). Не всё было так безоблачно, как казалось. Накалённая обстановка в группе привела к увольнению в 2002-м году Антона Ариха (гитара) и Владимира Мучнова (барабаны). Другие участники посчитали их взгляды на творчество неадекватными, ведь те, по их словам, не думали о слушателе и стремились удовлетворять исключительно личные амбиции при создании композиций, что не совпадает с целями, стоящими перед Catharsis. Но не будем о плохом и неприятном.
Ведь появилась очень мощная и достойная замена. Скажу большее – появились те люди, с которыми и благодаря которым мы можем слышать Catharsis таким, каким он покорил сердца всех ценителей самого модного сегодня на российской метал-сцене стиля. Да, да, с того самого 2002-го группа начинает без печали играть самый настоящий качественный и величественный power metal. Ну а элементы духового инструмента, флейты, привнесли в музыку элементы folk’а. За это хотелось бы поблагодарить гитариста, флейтиста и композитора группы Олега Мишина, у которого есть и свой сайд-проект. Найдёте в ссылках. Одна из причин перехода на совершенно новый стиль очевидна: из-за обозначения Антоном Арихом себя как единоличного и исключительного автора и запрет на использование композиций, исполнение старого материала в прежнем виде оказалось невозможным и неинтересным. Многие, кто сравнивают два Catharsis’а, старый и новый, не верят, что это одна и та же группа. Но это так. Хотя, впрочем, состав полностью изменился, жанр, имидж. Так что, можно сказать, перед нами – новая старая группа.
Первой работой в новом перспективном амплуа становится абсолютно грандиозный и сумасшедше прорывный для русских металистов Imago. Всеми нами любимый альбом выдержано в лучших традициях легенд пауэра вроде Blind Guardian. С этими немцами у москвичей и состоялся следующий большой концерт 25 мая в УЗС Дружба. 15 мая в фотоcтудии Studio Up состоялась и фотосессия группы, что лишний раз доказывало начало новой жизни. Восторг публики от нового облика группы невозможно передать словами. С этого альбома и начинается широкомасштабное покорение Catharsis’ом сердец меломанов. Сформировалась стабильная и преданная фан-база, всегда готовая поддержать своих кумиров. Взяв за основу энергетику и интенсивность современного европауэра и удачно скомбинировав их с симфоническими аранжировками и ''неоклассическими'' вкраплениями, музыканты сумели продемонстрировать всем, что и на территории бывшего Советского Союза можно произвести ''фирменный'' продукт. А ведь подумать только – когда в этой стране подобную музыку всячески придушивали. Что, должна заметить, прискорбно. Ведь у «Катарзов» великолепная музыка и философская лирика, что воодушевляет людей на подвиги, пробуждает в них стремление к прекрасному. Две вещи вышли полностью инструментальными.
Отдельно следует выделить замечательную русскую поэтессу, настоящую рокершу и бунтарку в душе, Маргариту Пушкину, известную также по работе с легендарными «Арией», «Кипеловым», «Мастером» и пр. эталонами российской метал-сцены. Он написала тексты для четырёх композиций. Глобальной бомбой и невероятно знаменитым хитом стала Silent Flows, более известна после переиздания с русскими стихами как «Дальше – тишина…» Её зал всегда поёт с Жиляковым вместе. Разумеется, волнующая борьба противоположностей полов из «Избранный небом», смешливый припев и жёсткое вступление «Имаго», жизнерадостная и бодрящая «Вслед за солнцем», танцевальная и заводная «Сердце мира» тоже оставили свой весомый след в российском пауэре с вкраплениями фолка. Записан этот «гигантский шаг» коллектива на студии мастера своего дела Евгения Виноградова.
Кое-что о споконвечной проблемы критиков – сравнивание одних бэндов с более старшими. Так, Catharsis долгое время сравнивали с немцами Edguy. Критике поддавались и схожие оформления изданий обеих команд, и похожие моменты в песнях. В дружеском интервью Dark City Жиляков и Тобиас Заммет (Edguy) вдоволь наприкалывались друг над другом, но скорее их отношения всё же позитивны, нежели вражески. Фаны сами нагнетают обстановку, начиная выяснять, чья группа лучше. Тем более, группы: а) поют на разных языках; б) Edguy скомбинировали heavy/power; в) в их творчестве нет элементов фолка и клавишных. Так что сравнения здесь не уместны. Что же касается главных соперников «Катарзов», других пауэрщиков с теми же элементами фолка, «Эпидемии», то в данном случае не обошлось даже без дружеского поединка на футбольном поле. Но дружба, как известно, побеждает. И группы дружны между собой. А теперь и их фан-клубы. И всё же, после всего, «визитной карточкой» москвичей стал таки бессмертный альбом 2005-го года под символичным названием «Крылья». Когда-то одноимённый хит прославил «Наутилус», так что это название уже получило благословение. В данной композиции вокалист настоятельно требует вернуть крылья падшим ангелам, храбро сражающихся в войне. Другими блокбастерами стали Hold Fast, ставшая девизом герба отважного воина, Помни меня (лирическая баллада о любви), Madre (о самых близких людях – матерях), Симфония огня (у меня она вызывает ассоциации с чем-то сказочным), Страж времён (красивая песня, тут вам и сады, и как времена года меняются) и Талисман (он есть у каждого).
В предверии третьего полнометражного альбома в новом амплуа и седьмого в целом, группа выпускает сингл Баллада земли, из которого обе версии одноименной заглавной вещи, оригинал и инструменталка, останутся лишь на этом издании, а вот Возьми меня к воротам Вавилона (снова не обошлось без Пушкиной) и эпическая Мы победим! войдёт на новый альбом. В качестве бонуса выступил кавер на Крылья метал-кор группы [AMATORY], что оказалось весьма сомнительным материалом. Что касается DVD работ ребят, то вышло концертное видео «Верни им небо…» (отрывок из Крыльев), где завпечатлён концерт команды в ДКГ 26.03.2005. Да, «Горбуша» встретила национальных героев тепло. А Catharsis, в свою очередь, лишний раз подтвердили мастерство самоотдачи артиста на концертах. Этот их релиз был признан лучшим концертным DVD, обогнав при этом и саму Эпидемию. Замечательное стильное оформление и весьма любопытные бонусы – основы успеха концертника. Сейчас же готовится к выходу DVD, посвящённое 10-летию группы. Называться оно будет 10 Gressus ad Vertex. Его краткий обзор вошёл на EP Баллада земли в качестве видео-бонуса. Тем временем, группа работает над совершенно новым альбом, который состоять будет отнюдь не из каверов, и не будет являться английской версией Крыльев.
Отредактировано PiLoT (2007-09-04 19:47:23)